RU EN
Интернет-портал Российского общества клинической онкологии

Новости онкологии

17.08.2023

ASCO 2023: что показалось мне интересным из представленных данных о терапии раннего РМЖ?

Жукова Людмила Григорьевна
Жукова Людмила Григорьевна
Заместитель директора ГБУЗ «Московский клинический научный центр им. А.С. Логинова ДЗМ», член правления RUSSCO, доктор медицинских наук, член-корр. РАН, Москва

Данные последнего ASCO, касающиеся терапии раннего рака молочной железы (рРМЖ), не стали пока ни судьбоносными, ни меняющими нашу практику. Но кое-что было не только интересным, но и полезным для понимания правильности наших, казалось бы, уже устоявшихся подходов в терапии РМЖ ранних стадий.

Два сообщения, касающиеся HR+HER2- раннего РМЖ, и два по HER2-позитивному РМЖ, были отобраны экспертами ASCO как наиболее значимые в терапии раннего РМЖ. В этой заметке я остановлюсь на одном из них.

Дебаты о месте ингибиторов CDK4/6 в лечении раннего HR+HER2- рака молочной железы не утихают уже на протяжении нескольких лет, начиная с исследований PENELOPE-B и PALLAS (с палбоциклибом), не показавших преимуществ данного подхода и перекинувшихся на успешное, с точки зрения достигнутых к 4 годам наблюдения результатов, исследование MonarchE (с абемациклибом), которое, кстати, привело к регистрации показания применения последнего в комбинации со стандартной эндокринотерапией в адъювантном режиме у пациентов группы высокого риска прогрессирования.

Очевидно, что результатов исследования эффективности в адъювантном режиме еще одного из класса CDK4/6 ингибиторов – рибоциклиба, единственного, применение которого имеет подтвержденное увеличение общей выживаемости и в первой, и во 2 линиях терапии распространенного РМЖ, мы ждали с огромным нетерпением.

В первый же день работы конгресса Dennis Slamon представил результаты второго запланированного промежуточного анализа исследования III фазы NATALEE (NCT03701334), посвященного оценке эффективности адъювантного применения рибоциклиба в комбинации со стандартной эндокринотерапией у пациентов с гормоночувствительным HER2-отрицательным РМЖ II и III стадий, в том числе и без метастазов в лимфатических узлах (28% от всех включенных в исследование пациентов имели статус лимфоузлов N0), что принципиально отличалось от популяции исследования MonarchE (адъювантное применение абемациклиба в комбинации со стандартной эндокринотерапией у пациентов группы высокого риска прогрессирования, то есть только N+).

С одной стороны, представленные результаты исследования NATALEE (n=5101) свидетельствуют о статистически достоверном улучшении показателя 3-летней выживаемости без событий, относящихся к инвазивному раку (iDFS), при добавлении рибоциклиба к стандартной эндокринотерапии: 90,4% в группе рибоциклиба по сравнению с 87,1% в группе только гормонотерапии (HR (95% CI) 0,748 [0,618-0,906]; р=0,0014), то есть снижение относительного риска развития события iDFS на 25%. С другой стороны, не следует забывать, что на момент представления данных медиана наблюдения составляет только 34 месяца и пока лишь 20,2% участников группы терапии рибоциклибом завершили лечение в течение 3 запланированных лет, да и 2 года адъювантной терапии завершили только 56,8% пациентов. Но следует признать, что эти результаты пока являются совсем незрелыми, и потребуется еще несколько лет, чтобы ответить на вопрос, станет ли рибоциклиб еще одним из группы CDK4/6 ингибиторов, применение которого в адъювантном режиме действительно изменит нашу практику. Учитывая дизайн исследования, предполагающий использование рибоциклиба не только у пациентов группы высокого риска прогрессирования, но и у более благоприятной, в частности c N0 статусом лимфоузлов, ожидание «вызревания» данных делает интерес к исследованию NATALEE наиболее острым.

Для получения ответов на эти вопросы нам придется набраться терпения и ждать, но бесспорным уже сейчас является подтверждение хорошей и приемлемой по спектру нежелательных явлений переносимости рибоциклиба в адъювантном режиме. Это и не удивительно, так как в адъювантном режиме предполагается использование дозы препарата 400 мг, а не 600 мг, которые являются пока стандартными при лечении распространенной болезни.

Источник: Slamon D, et al. Ribociclib and endocrine therapy as adjuvant treatment in patients with HR+/HER2− early breast cancer: Primary results from the phase III NATALEE trial. J Clin Oncol. 2023; 41 (suppl 17; abstr LBA500).