RU EN
Интернет-портал Российского общества клинической онкологии

Новости онкологии

26.02.2021

Рекомендации по таргетной терапии НМРЛ ASCO и RUSSCO – сходства и различия. Бог в мелочах

Моисеенко Федор Владимирович
Моисеенко Федор Владимирович
Заведующий онкологического химиотерапевтического (противоопухолевой лекарственной терапии) отделения биотерапии ГБУЗ «СПб КНпЦСВМП(о) им. Н.П. Напалкова», доцент кафедры онкологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, член рабочей группы по разработке Практических рекомендаций RUSSCO, член правления RUSSCO, доктор медицинских наук, Санкт-Петербург

В начале стоит сказать о сходстве в принципах формирования рекомендаций. Все рекомендации учитывают необходимость определения молекулярных нарушений для определения возможности таргетной терапии. В обеих рекомендациях учтены наиболее частые молекулярные нарушения, такие как EGFR, ALK, ROS1. Не забыты и более редкие изменения: BRAF, MET, RET, HER2 и NTRK. Во всех случаях выявления молекулярных нарушений до начала цитостатических комбинаций предпочтение должно отдаваться таргетной терапии. Для групп с наиболее частыми мутациями (EGFR, ALK, ROS1) рекомендации содержат несколько линий таргетной терапии.

Тем не менее, есть несколько существенных различий, которые обусловлены тем, что зарубежные рекомендации базируются в первую очередь на принципах сравнительной эффективности, в то время как отечественные должны также учитывать финансовые нюансы системы в России. Несмотря на относительно хорошую ситуацию с обеспечением лекарственными препаратами, не 100%-ное обеспечение, в первую очередь в регионах, требует сохранения более старых опций. Так, современные препараты – осимертиниб, алектиниб и бригатиниб – являются предпочтительными опциями для лечения НМРЛ с нарушениями EGFR и ALK. В то же время в РФ полностью обеспечить больных этими препаратами не представляется возможным.

Второй особенностью отечественных рекомендаций является более длительный регистрационный путь лекарственных препаратов. Так, для некоторых видов нарушений, например, мутаций МЕТ, единственной опцией является более старый препарат кризотиниб, в то время как в рекомендациях ASCO есть уже зарегистрированные капматиниб и тепотиниб; для транслокаций RET – селперкатиниб, для транслокаций NTRK – энтректиниб или ларотректиниб.

Абсолютно ясно, что рекомендации ASCO и RUSSCO в большей степени похожи, чем различны. Тем не менее, существенные отличия нашей системы здравоохранения требуют учета региональных особенностей, а оценка возможностей обеспечения таких относительно малочисленных групп необходимыми дорогостоящими препаратами должна больше базироваться на финансовых расчетах, исходящих из эпидемиологии этих заболеваний.