RU EN
Интернет-портал Российского общества клинической онкологии

Новости онкологии

09.11.2020

Шаг вперед в терапии немелкоклеточного рака легкого. В России зарегистрирован атезолизумаб в качестве первой линии в монотерапии

Атезолизумаб зарегистрирован в нашей стране в качестве первой линии в монотерапии у пациентов с метастатическим немелкоклеточным раком легкого (НМРЛ) при наличии экспрессии PD-L1 ≥50% на клетках опухоли или экспрессии PD-L1 ≥10% на иммунокомпетентных клетках, инфильтрирующих ткань опухоли, при отсутствии EGFR или ALK геномной опухолевой мутации.

12 сентября 2019 года было объявлено о положительных результатах исследования III фазы IMpower110 препарата Тецентрик® (атезолизумаб) в качестве монотерапии 1-й линии метастатического плоскоклеточного и неплоскоклеточного НМРЛ. В свою очередь 27 сентября 2019 года на конгрессе European Society of Clinical Oncology были представлены подробные результаты этого исследования, которые в перспективе могут изменить стратегию терапии пациентов с этим новообразованием.

Результаты исследования показали:

  • Монотерапия атезолизумабом увеличила общую выживаемость (ОВ) на 7,1 месяца по сравнению с химиотерапией (медиана ОВ = 20,2 и 13,1 месяца соответственно) и снизила риск смерти на 40% (отношение рисков [HR] = 0,595, 95% доверительный интервал: 0,398-0,890; p=0,0106) у пациентов с высоким уровнем экспрессии PD-L1 (ОК ≥50% или ИК ≥10%).
  • Монотерапия атезолизумабом увеличила медиану ВБП до 8,1 месяца по сравнению с химиотерапией 5,0 месяца, соответственно риск прогрессирования снижен на 37% (почти в 1,5 раза) по сравнению с химиотерапией.
  • Безопасность атезолизумаба соответствовала известному профилю переносимости препарата, новых сигналов безопасности выявлено не было. Связанные с проводимым лечением нежелательные явления (НЯ) 3-4 степени тяжести наблюдались у 12,9% пациентов, получавших атезолизумаб, и у 44,1% пациентов, получавших химиотерапию. При этом отмена терапии из-за развития НЯ наблюдалась всего у 6,3% пациентов, получавших атезолизумаб, и у 16,3% пациентов, получавших химиотерапию.
  • Атезолизумаб показал значимое увеличение общей выживаемости и снижение риска смерти по сравнению с химиотерапией у пациентов с высокой экспрессией PD-L1, определенной при применении любого из трех клонов антител для диагностики, доступных в РФ: sp142, sp263 и 22С3.

Лактионов Константин Константинович «Результаты исследования III фазы IMpower110 оказались положительными. До недавнего времени единственным препаратом в нашем арсенале был пембролизумаб, и по результатам проведенного исследования мы можем рассчитывать на препарат выбора для лечения в первой линии пациентов с гиперэкспрессией PD-L1. Это очень хорошо. Надо сказать, что эти препараты несколько отличаются по своему механизму действия. Пембролизумаб блокирует рецептор на активном лимфоците, а атезолизумаб блокирует рецептор на опухолевой клетке, и это несет некоторые особенности как по эффективности, так и по частоте развития побочных эффектов», – прокомментировал Лактионов Константин Константинович, д.м.н., заведующий 1-м химиотерапевтическим отделением НИИ клинической онкологии аппарата управления ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава РФ.

С появлением иммунотерапевтических препаратов для лечения немелкоклеточного рака легкого возникла необходимость PD-L1 тестирования для определения пациентов, которые получат максимальную пользу от применения PD-L1 или PD-1 ингибиторов в монорежиме. Ведь сегодня в арсенале клинициста имеются несколько достаточно эффективных комбинаций иммунохимиотерапии, которые могут применяться без определения или при любом уровне экспрессии PD-L1. Один из таких подходов был изучен в исследовании III фазы IMpower150, где атезолизумаб применялся в комбинации с препаратами бевацизумаб, паклитаксел, карбоплатин в 1-й линии терапии у пациентов с метастатическим неплоскоклеточным НМРЛ, без драйверных мутаций EGFR/ALK. Результаты оказались впечатляющими, и впервые было достигнуто увеличение ОВ, ВБП, ЧОО у пациентов с агрессивной формой заболевания, включающих пациентов с метастазами в печень и головной мозг. Однако, как и любые другие схемы с применением химиотерапии, эта схема достаточно токсична и тяжелее переносится пациентами, ухудшая их качество жизни. В связи с этим у клиницистов появляется еще одна возможность избежать неоправданного назначения химиотерапии в 1-й линии у определенной группы пациентов, у которых выявлена высокая экспрессия PD-L1.

В настоящий момент в России существуют определенные сложности с диагностикой PD-L1. Во-первых, это низкая доступность исследования и длительные сроки проведения этого анализа. В большинстве регионов страны, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Самары, Краснодара, Ростовской области, Челябинска, Барнаула и Красноярска, иммуногистохимическое исследование (ИГХ) для PD-L1 не включено в территориальную программу ОМС. Во-вторых, данный вид тестирования может выполняться только с помощью ИГХ и валидированных тест-систем, зарегистрированных в РФ (SP142, SP263, 22C3). При этом не во всех учреждениях имеются разные типы инструментальных платформ, необходимых для PD-L1 тестирования, а существование разных систем интерпретации и пороговых значений для разных диагностических антител может привести к неправильному определению статуса опухоли.

Лактионов Константин Константинович «Дело в том, что если экспрессия будет показана ошибочно, то скорее всего иммунотерапия не окажет того эффекта, на который можно рассчитывать. Опухоли с экспрессией PD-L1 менее 50% требуют несколько иных подходов к лечению, например, комбинированная иммунохимиотерапия. В результате исследования IMpower110 удалось выяснить, что при правильном проведении анализа PD-L1 экспрессии становится не столь важно, какой клон антител для диагностики из трех доступных в РФ был использован для селекции пациентов, которым показано проведение иммунотерапии. Это позволило немножко больше сблизить результативность исследования разным набором реактивов», – пояснил Лактионов Константин Константинович.

Сегодня подходы к лечению рака легкого в России крайне схожи с ведущими мировыми стандартами лечения рака легкого. В то же время, в различных исследованиях, таких как POLAR (II фаза), IMvigor210 (II фаза), IMpassion130 (III фаза), было показано значительное отличие частоты встречаемости экспрессии PD-L1 при немелкоклеточном раке легкого от других типов опухолей.

Завалишина Лариса Эдуардовна «При НМРЛ высокая экспрессия PD-L1 встречалась примерно с одинаковой частотой, как на опухолевых клетках (ОК), так и на иммунокомпетентных клетках (ИК), инфильтрирующих ткань опухоли. В связи с этим возникает необходимость одномоментно оценивать высокую экспрессию PD-L1 ≥50% на ОК и ≥10% на ИК, чтобы не потерять из поля зрения часть больных с ложно-отрицательными результатами, основанными только на TPS (показатель позитивности опухоли). В исследовании Impower110 при использовании антитела SP142, зарегистрированного в РФ, порогового значения для опухолевых клеток значения в 50%, а для иммунных клеток – 10% или для антител 22C3 и SP263 ТPS ≥50%, пациенты получали выигрыш в общей выживаемости при применении атезолизумаба независимо от того, какая тест-система использовалась для определения статуса опухоли», – рассказала Завалишина Лариса Эдуардовна, д.б.н., профессор кафедры патологической анатомии РМАПО г. Москва, специалист в области применения современных молекулярно-биологических методов в патологоанатомической диагностике.

Результаты исследования IMpower110 показали, что теперь в распоряжении российских врачей есть два препарата, имеющих разнонаправленные точки приложения и, как минимум, разный профиль токсичности. Это является большим прорывом, так как теперь под конкретные задачи конкретного пациента врачи смогут подбирать препарат, принимая во внимание его эффективность и токсичность.

Фёдор Владимирович Моисеенко Фёдор Владимирович Моисеенко, д.м.н., заведующий онкологическим химиотерапевтическим отделением биотерапии Санкт-Петербургского клинического научно-практического центра специализированных видов медицинской помощи (онкологического), доцент кафедры онкологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, член RUSSCO: «Тестирование PD-L1 должно быть проведено до начала первой линии терапии у всех пациентов, кому потенциально может быть применена иммунотерапия без активирующих мутаций. Сама иммунотерапия принципиально изменила наше отношение к перспективе лечения больных НМРЛ без активирующих мутаций. Появление этой возможности дает теперь уже не гипотетический, а вполне реальный шанс на излечение доли пациентов. Установленное ранее и подтвержденное в рамках исследования с атезолизумабом преимущество монотерапии ингибиторами контрольных точек перед химиотерапией по заложенным в исследованиям критериям, вне всякого сомнения, имеет очень высокое значение».

Исследование IMpower110 стало 6 положительным исследованием III фазы по изучению атезолизумаба в терапии распространенных форм рака легкого, сделав препарат Тецентрик® (атезолизумаб) первым PD-L1 ингибитором, доказавшим свою эффективность в монотерапии в 1-й линии лечения НМРЛ. В настоящее время компания «Рош» проводит еще девять исследований III фазы, в которых оценивается применение атезолизумаба при раке легкого в виде монотерапии или в комбинации с другими препаратами.

В России препарат Тецентрик® (атезолизумаб) – единственный PD-L1 ингибитор, доказавший увеличение ОВ при любой гистологии рака легкого и одобрен в пяти показаниях, как в виде монотерапии, так и в комбинации с бевацизумабом и химиотерапией при различных формах немелкоклеточного и мелкоклеточного рака легкого.