RU EN
Интернет-портал Российского общества клинической онкологии

Новости онкологии

30.06.2020

Метастатический рак пищевода – новые надежды лекарственной терапии

Чичиков Евгений Игоревич
Чичиков Евгений Игоревич
Заведующий отделением онкологии, Hadassah Medical Moscow, Москва

Лекарственное лечение пациентов, страдающих нерезектабельным или метастатическим раком пищевода, всегда представляло собой сложную клиническую задачу. Ограниченный набор вариантов схем терапии и скромные результаты химиотерапии не позволяли достичь серьезных успехов в лечении данного заболевания. Так, 5-летняя общая выживаемость больных, начиная с первой линии, не превышала 4-5%. При прогрессировании болезни после первой линии терапии прогноз большинства пациентов считался неблагоприятным, и эффективных опций последующего лечения, по сути, не существовало.

Однако с момента появления иммунотерапии в лечении многих онкологических заболеваний наметились существенные сдвиги. Подобные изменения коснулись и подходов к лечению рака пищевода.

В июне 2020 г. FDA одобрило ингибитор PD-1 ниволумаб для применения у пациентов с нерезектабельным или метастатическим плоскоклеточным раком пищевода в качестве второй линии лечения после применения фторпиримидинов и препаратов платины.

Основанием для одобрения препарата стали результаты многоцентрового рандомизированного открытого исследования 3 фазы ATTRACTION-3. В исследование было включено 419 пациентов с нерезектабельным, рецидивным или метастатическим плоскоклеточным раком пищевода, получивших ранее как минимум один цикл химиотерапии, включавшей фторпиримидины и препараты платины. Пациенты были рандомизированы в соотношении 1:1 в группу ниволумаба в дозе 240 мг каждые 2 недели (n=210) или в группу химиотерапии в режиме доцетаксел 75 мг/м2 (каждые 3 недели) или паклитаксел 100 мг/м2 (еженедельно в течение 6 недель с интервалом в 14 дней) по выбору исследователя (n=209).

При анализе результатов исследования изучалась общая выживаемость, частота объективных ответов и выживаемость без прогрессирования заболевания. Общая выживаемость в группе ниволумаба оказалась статистически значимо выше, чем в группе химиотерапии. Медиана общей выживаемости составила 10,9 месяца (95% ДИ 9,2-13,3) и 8,4 месяца (95% ДИ 7,2-9,9) соответственно (HR=0,77; p=0,0189), причем показатели общей выживаемости не зависели от уровня экспрессии PD-L1 в опухолевых клетках. Частота объективных ответов была 19,3% и 21,5% соответственно. Длительность объективного ответа составила 6,9 месяца (95% ДИ 5,4-11,1) в группе ниволумаба и 3,9 месяца (95% ДИ 2,8-4,2) в группе химиотерапии. Статистически значимого различия для времени без прогрессирования болезни получено не было (HR=1,1).

Ниволумаб продемонстрировал благоприятный профиль токсичности. Частыми нежелательными явлениями на фоне терапии ниволумабом были сыпь, диарея, запоры, тошнота, снижение аппетита, миалгии, кашель, инфекции верхних дыхательных путей, пневмонии, астения, гипотиреоз.

Ранее в 2019 году FDA на основании двух клинических исследований одобрило для применения пембролизумаб при раке пищевода. В рандомизированное исследование 3 фазы KEYNOTE-181 было включено 628 пациентов с распространенным раком пищевода после прогрессирования болезни на фоне первой линии химиотерапии. В этом протоколе проводилось сравнение эффективности монотерапии пембролизумабом (200 мг, каждые 3 недели) с одним из трех предложенных режимов химиотерапии по выбору исследователя.

У пациентов с плоскоклеточным раком пищевода и экспрессией PD-L1 ≥10 медиана общей выживаемости составила 10,3 месяца в группе пембролизумаба и 6,3 месяца в группе химиотерапии. Частота общих ответов была 22% в группе пембролизумаба в сравнении с 7% в группе пациентов, получавших химиотерапию.

В предшествующее исследование 2 фазы KEYNOTE-180 был включен 121 пациент с распространенным, метастатическим раком пищевода после двух или более линий лечения. Частота объективных ответов также составила 20% среди 35 пациентов с экспрессией PD-L1. У пациентов с объективными ответами в 5 случаях он длился 6 месяцев и более, а в 3 случаях – 12 месяцев и более.

Частыми нежелательными явлениями оказалась астения, сыпь, тошнота и диарея.

Таким образом, с появлением в онкологической практике ингибиторов контрольных точек в терапии второй линии нерезектабельного или распространенного рака пищевода появилась новая надежда – эффективная терапевтическая модальность, обладающая благоприятным профилем токсичности и высокой эффективностью в сравнении со стандартной химиотерапией.

Источники:

  1. База SEER 2020.
  2. Kato K, et al. Lancet Oncol. 2019; 20(11): 1506-1517.
  3. Веб-сайт FDA.
  4. Kim SB, et al. ESMO 2019. Annals of Oncology (2019) 30 (suppl_9): ix42-ix67.
  5. Shah MA, et al. JAMA Oncol. 2019; 5(4): 546-550.