RU EN
Интернет-портал Российского общества клинической онкологии

Новости онкологии

21.01.2020

Значительное ускорение темпов снижения смертности от онкологических заболеваний в США. Неужели, наконец, «праздник» системной терапии распространенных стадий?

Жуков Николай Владимирович
Жуков Николай Владимирович
Руководитель отдела междисциплинарной онкологии ФГБУ «НМИЦ Детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачева», доцент кафедры онкологии, гематологии и лучевой терапии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, член правления RUSSCO, доктор медицинских наук, профессор, Москва

По отношению к другим медицинским специальностям онкология долго находилась в аутсайдерах в отношении темпов (и даже самой возможности) снижения смертности. В то время как кардиологи рапортовали о снижении смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на десятки процентов, онкологическая смертность лишь замедляла рост или (в лучшем случае) уменьшалась в пределах статистической погрешности.

Однако в настоящее время в странах, ведущих продуманную «антираковую» стратегию и обладающих на это достаточными ресурсами, ситуация кардинально меняется. Так, например, в США уже в течение многих лет наблюдается устойчивая тенденция снижения смертности от онкологических заболеваний. Однако, судя по всему, новые значимые успехи могут быть связаны не только с аксиоматичными мерами, на которые мы продолжаем уповать как на чудо – скрининг и профилактику, но и с системным лечением больных распространенными стадиями заболевания.

Согласно докладу Американского онкологического общества (American Cancer Society), опубликованному в начале 2020 года в журнале этой организации, смертность от онкологических заболеваний в США начала неуклонно снижаться после достижения пика в 1991 году, что к 2017 году выразилось в суммарном ее уменьшении на 29%. Но более интересным является то, что в отличие от смертности от других заболеваний, где после ранее достигнутых успехов отмечается стагнация, онкологическая смертность продолжает снижаться нарастающими темпами. Так, согласно докладу, в интервале между 2016 и 2017 годами было достигнуто наибольшее по магнитуде годичное снижение смертности от онкологических заболеваний за всю историю ведения статистических наблюдений.

Основным «драйвером» снижения смертности, как и раньше, оказался рак легкого. Смертность от трех других основных по вкладу в этот показатель онкологических заболеваний в США (рак молочной железы, колоректальный рак и рак предстательной железы) также снижается, однако их вклад гораздо меньше, т.к. по числу погибающих за год американцев рак легкого превосходит их всех вместе взятых. Хотя цифры говорят сами за себя. Смертность от рака молочной железы уменьшилась на 40% по сравнению с пиком в 1989 году, смертность от рака предстательной железы по сравнению с 1993 снизилась на 52%, а от колоректального рака стало умирать более чем вполовину меньше американцев (снижение на 53% и 57% среди мужчин и женщин соответственно).

Однако эти цифры не столь удивительны и были ранее доступны из других источников. Сюрпризом явилось то, что в отношении рака легкого в настоящее время к хорошо известной причине – снижению доли курящего населения, обусловившей снижение смертности от этого заболевания на 50% у мужчин (по сравнению с пиком в 1991 году) и на 26% у женщин (по сравнению с пиком в 2002 году), возможно, добавилась еще одна, казалось бы, совершенно невероятная с точки зрения догмы о «примате» профилактики и лечения ранних стадий – улучшение лечения распространенных стадий заболевания.

Как было сказано раньше, смертность от рака легкого снижается уже много лет, однако наблюдавшийся тренд, обусловленный отказом от курения, был стабильным и весьма предсказуемым. Ежегодное снижение смертности было значительно меньше, чем отмеченное в 2016-2017 гг. снижение стандартизованной смертности от рака легкого на 5% у мужчин и на 4% у женщин. Введение в клиническую практику скрининга рака легкого вряд ли могло отвечать за резкое изменение тренда, т.к. даже в США он используется весьма редко – менее 2% курильщиков, подходящих под критерии скрининга, проходят его. В связи с этим наиболее вероятной причиной снижения смертности ряд экспертов называет именно успехи, достигнутые в области лекарственного лечения местно-распространенного и метастатического рака легкого [cancerletter.com/articles/20200108_1/]. Косвенно это подтверждается и тем, что в последние годы наблюдается «популяционное» увеличение 5-летней общей выживаемости именно среди этих категорий больных, в то время как при ранних стадиях рака легкого ситуация остается стабильной [www.cancer.org/research/cancer-facts-statistics/all-cancer-facts-figures.html].

Еще одним подтверждением того, что эффективное лечение «поздних» стадий заболевания становится полноценным игроком на поле снижения смертности (а не приводит к продлению жизни на несколько месяцев, как принято считать сейчас), является лидер по темпам снижения онкологической смертности в США – меланома. Для данной болезни единственной очевидной причиной происходящего является именно внедрение новых жизнеспасающих видов терапии, что подтверждается как «популяционной» пятилетней выживаемостью больных распространенными стадиями, которая по данным Cancer facts and figures [www.cancer.org/research/cancer-facts-statistics/all-cancer-facts-figures.html] почти удвоилась между отчетами 2010 и 2020 гг., так и данными о том, что в «бедных» регионах США, где инновационное лечение менее доступно, подобного ускоренного снижения смертности от меланомы не наблюдается [acsjournals.onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.3322/caac.21590].

Безусловно, отмеченное изменение динамики смертности требует подтверждения более длительными наблюдениями, существуют у гипотезы о влиянии лекарственного лечения на снижение смертности и критики. Однако даже сам факт того, что подобный вопрос поднимается и обсуждается экспертами, является важным информационным поводом.