RU EN
Интернет-портал Российского общества клинической онкологии

Новости онкологии

28.11.2018

ASTRO 2018: Лучевая терапия снижает риск рецидива протокового РМЖ in situ

Несмотря на то, что больные с протоковым раком молочной железы in situ (DCIS) с хорошим прогнозом имеют крайне низкую вероятность развития местного рецидива, лучевая терапия снижает его еще больше – особенно в сочетании с тамоксифеном. Таковы данные проспективного рандомизированного исследования с 12-летним периодом наблюдения. Результаты этого исследования были представлены на 60-й Ежегодной встрече American Society for Radiation Oncology (ASTRO) (abstract LBA1).

В исследование NRG Oncology/RTOG были включены 629 пациенток в период с 1999 по 2006 годы. Средний возраст составил 58 лет, 76% женщин были в постменопаузе. Средний размер опухоли был 0,6 см. У 44% были опухоли G1, у 56% – G2. Тамоксифен принимали 58% пациенток в группе ЛТ и 56% в группе наблюдения (P=0,05).

Медиана наблюдения составила 12,4 лет. После 12 лет кумулятивная встречаемость местных рецидивов составила 2,8% в группе ЛТ и 11,4% в группе наблюдения (отношение рисков 0,26; P=0,0001). 12-летняя кумулятивная встречаемость инвазивного местного рецидива составила 1,5% в группе ЛТ и 5,8% в группе наблюдения (ОР 0,34; P=0,016). При многофакторном анализе рецидивы реже встречались у тех пациенток, которые принимали тамоксифен (ОР 0,25; P=0,0003) и также получили ЛТ (ОР 0,50; P=0,024). Общая и безрецидивная выживаемость, количество мастэктомий не различались значительно в обеих группах.

В течение 5 лет после хирургического лечения уровень рецидивов различался незначительно: для тех, кто получал ЛТ, он составил 1%, в группе хирургического лечения – 3%. Для этой группы, однако, риск увеличивался с каждым дополнительным годом наблюдения и к 12 годам был равен 12%.

«Лучевая терапия снизила риск рецидива на 70%, и это гораздо лучше тех результатов, которые мы ждали, – говорит ведущий автор исследования профессор Beryl McCormick, глава External Beam Radiotherapy Service в Memorial Sloan Kettering Cancer Center. – Но следует признать, что этот тип рака в принципе не оказывает влияния на продолжительность жизни пациенток. Да, мы выяснили, что лучевая терапия значительно снижает риск рецидива, но мы изначально говорим о группе больных с крайне низким риском».

«У каждого из нас есть свое мнение, что такое допустимый риск, – продолжает Beryl McCormick, – а потому нужно обсуждать с пациентками, какие преимущества дает дополнительное лечение. Несмотря на низкий риск, некоторые пациентки могут желать продолжить лечение и получить лучевую терапию».

DCIS считают преинвазивными или предраковыми изменениями, которые не метастазируют в другие органы. До развития скрининговой маммографии DCIS диагностировали достаточно редко. Пациентки с хорошим прогнозом DCIS, что определяют как опухоль, которая была впервые обнаружена при маммографии или при биопсии молочной железы по другой причине, изначальным размером менее 2,5 см и краями резекции более 3 мм, G1-G2, имеют крайне низкий уровень рецидивов после консервативного хирургического лечения. Недавний мета-анализ базы данных SEER за 1998-2014 гг. показал, что адъювантная лучевая терапия позволяет добиться статистически значимого снижения уровня смертей, связанных с раком молочной железы, по сравнению с мастэктомией или люмпэктомией. Клиническое преимущество, однако, остается небольшим, а потому лучевая терапия в рутинной клинической практике не показана.

Источники:

  1. The ASCO Post. 2018 ASTRO: Radiation After Breast-Conserving Surgery in «Good-Risk» DCIS. Published: October 29, 2018.
  2. Roxanne Nelson. Radiation Therapy Cuts Recurrence in «Good Risk» DCIS. Medscape Medical News. Published: October 22, 2018.