RU EN
Интернет-портал Российского общества клинической онкологии

Новости онкологии

09.10.2018

Прогноз лечения тройного негативного РМЖ определяют шесть протеин-киназ

В исследовании, опубликованном в Nature Communications, ученые из Spanish National Cancer Research Centre (CNIO) предложили новые маркеры для определения вероятности развития рецидива тройного негативного рака молочной железы (ТНРМЖ). Это шесть протеин-киназ, функциональная активность которых определяет эволюцию ТНРМЖ.

Ученые изучили опухоли 34 больных ТНРМЖ, чтобы определить биохимические маркеры активации белков в опухоли. Чтобы увеличить шансы обнаружить различия для плохого и хорошего прогноза, были отобраны биопсии пациентов, у которых был рецидив в течение первых 3 лет после лечения, и тех, кто жил без признаков болезни 12 и более лет. В итоге были выявлены специфические комбинации белков, свойственные пациентам, у которых развиваются рецидивы. Эти белки активируются посредством протеин-киназ, и исследователи выделили шесть основных.

Данные были подтверждены на клиническом примере 113 пациентов с ТНРМЖ. Их разделили на две группы. Для первой группы (81 человек, 71%) была характерна высокая активность любой из выделенных киназ, для второй (32 случая, 29%) – низкая. Относительная частота развития рецидива составила 47% и 6,5% при медиане наблюдения более 12 лет. Медиана времени до развития рецидива составила 9 лет в первой группе и не была достигнута во второй.

Количество активированных киназ у пациентов различалось. Ученые выявили 38 возможных вариантов активности этих белков. При отсутствии активации любой из киназ 12-летняя безрецидивная выживаемость составляла более 93%. В остальных 37 случаях, когда была активна хотя бы одна из шести, риск развития рецидива возрастал в 9 раз.

Примечательно, что уже существуют препараты, активные в отношении этих киназ. Исследователи изучили активность 15 различных комбинаций препаратов на ксенографтах пациентов и в 99,3% случаев добились терапевтического эффекта.

Для ТНРМЖ характерно большое количество мутаций, профиль которых индивидуален для каждого из пациентов. По этой причине авторы данного исследования решили изучать не нарушения в работе генов, а протеом – белки, синтез которых они регулируют. «До настоящего времени нельзя было установить связь между определенными мутациями у пациентов с ТНРМЖ и прогнозом или вероятностью ответа на лечение, – говорит Miguel Ángel Quintela, директор Breast Cancer Clinical Research Unit в CNIO и ведущий автор исследования. – Мы впервые показали, что протеомика может предсказывать эволюцию ТНРМЖ и предложить специфическое лечение для клинических исследований». Кроме того, авторы исследования предлагают инструменты для выявления активированных протеин-киназ в рутинной клинической практике.

Источники:

1. Ivana Zagorac, Sara Fernandez-Gaitero, et al. In vivo phosphoproteomics reveals kinase activity profiles that predict treatment outcome in triple-negative breast cancer. Nature Communications. 2018. Vol.9, Article №3501.
  2. The ASCO Post. Proteomics May Be Used to Predict Treatment Outcomes in Triple-Negative Breast Cancer. Posted: September 7, 2018.