RU EN
Интернет-портал Российского общества клинической онкологии

Новости онкологии

01.10.2018

Сорафениб в комбинации с топотеканом в лечении платинорезистентного рецидива рака яичников. Исследование TRIAS

По данным исследования 2 фазы, добавление сорафениба к топотекану на 40% снижает риск прогрессирования у пациентов с платинорезистентным рецидивом рака яичников.

В двойном слепом рандомизированном исследовании 2 фазы TRIAS приняли участие 172 пациентки с платинорезистентным рецидивом рака яичников, которые получили не более 2 линий химиотерапии. Они были распределены в соотношении 1:1 в группу топотекана 1,25 мг/м2 в/в, дни 1-5 и плацебо или в группу топотекана и сорафениба 400 мг дважды в день, дни 6-15, каждые 21 день до 6 циклов. Далее пациентки получали поддерживающую терапию сорафенибом или плацебо до 1 года. Первичной конечной точкой была выживаемость без прогрессирования (если пациенты получили хотя бы одно введение по данной схеме).

По окончании запланированного объема химиотерапии 42% больных в группе сорафениба и 38% в группе плацебо получали поддерживающую терапию. В группе сорафениба медиана ВБП составила 6,7 месяца против 4,4 месяца в группе плацебо (отношение рисков 0,60; p=0,0018). Медиана общей выживаемости (ОВ) составила 17,1 месяца против 10,1 месяца соответственно (ОР 0,65; P=0,017). После завершения исследования по причине прогрессирования заболевания 97% пациенток в группе сорафениба и 91% в группе плацебо получили последующие линии терапии. Для пациенток, которые получали данное лечение в качестве 2 линии, отношение рисков ВБП и ОВ в группе сорафениба и в группе плацебо составило 0,47 (P=0,005) и 0,70 (P=0,19) соответственно. Для последующих линий ОР ВБП и ОВ составило 0,70 (P=0,11) и 0,61 (P=0,043).

Наиболее частыми нежелательными явлениями 3-4 ст. были лейкопения (69% в группе сорафениба и 53% в группе плацебо), нейтропения (55% против 53%), тромбоцитопения (28% против 22%). Серьезные нежелательные явления были зарегистрированы у 59% пациентов в группе сорафениба и 51% в группе плацебо. В группе сорафениба зарегистрировано 4 летальных случая (5%): диспноэ и плохой общий соматический статус, септический шок, асцит и диспноэ, перфорация сигмовидной кишки. В группе плацебо таких случаев было 7 (8%): у двоих пациенток – эмболия легочной артерии, еще у двоих – прогрессирование заболевания, и по одному – септическая лихорадка, плеврит, кахексия. В группе сорафениба чаще отмечали явления ладонно-подошвенного синдрома 3 ст. (3 [13%] против 0 пациентов) и алопеции 2 ст. (24 [29%] против 12 [13%]).

«Результаты этого исследования не только поддерживают концепцию о необходимости поддержки стандартного лечения антиангиогенными препаратами во время и после химиотерапии, которая была построена на основе клинического опыта применения бевацизумаба, – комментируют оригинальное исследование Gabriella Ferrandina и Giacomo Corrado из Universita’ Cattolica Sacro Cuore (Рим, Италия), – но и впервые предполагают, что мы еще можем влиять на ОВ у этих платинорезистентных пациенток с плохим прогнозом». Дальнейший шаг – нужно выявить когорту больных, которые получат максимальную пользу от добавления сорафениба. Это избавит других пациенток от нежелательных явлений лечения, которое им не принесет много пользы.

Источники:

  1. Radoslav Chekerov, et al. Sorafenib plus topotecan versus placebo plus topotecan for platinum-resistant ovarian cancer (TRIAS): a multicentre, randomised, double-blind, placebo-controlled, phase 2 trial. The Lancet Oncology. Published: August 9, 2018.
  2. Gabriella Ferrandina, Giacomo Corrado. Treatment of platinum refractory or resistant ovarian cancer. The Lancet Oncology. Published: August 9, 2018.
  3. Matthew Stenger. Adding Sorafenib to Topotecan in Platinum-Resistant Ovarian Cancer. The Asco Post. Posted: August 21, 2018.