RU EN
Интернет-портал Российского общества клинической онкологии

Новости онкологии

30.07.2018

FDA разрешило применять рибоциклиб при метастатическом гормонозависимом РМЖ у пациенток в пременопаузе и в комбинации с фулвестрантом

FDA расширило показания для рибоциклиба: теперь его можно применять в комбинации с ингибиторами ароматазы у пациенток с метастатическим гормонозависимым HER-2 негативным раком молочной железы (РМЖ) в первой линии лечения в пременопаузе. Ранее рибоциклиб можно было назначать только пациенткам в постменопаузе. Кроме того, сейчас его можно применять в комбинации с фулвестрантом в постменопаузе в первой и последующих линиях гормонотерапии (ГТ).

Решение FDA основано на результатах исследования MONALEESA-7. В этом рандомизированном двойном слепом исследовании 3 фазы приняли участие 672 пациентки в возрасте 18-59 лет. Все они имели гистологически/цитологически подтвержденный диагноз гормонозависимого HER-2-отрицательного мРМЖ, измеряемые очаги по RECIST v. 1.1 или по крайней мере одно литическое изменение в костях. Допускалось применение ГТ или химиотерапии (ХТ) в нео- или адъювантном режиме, равно как и одной линии ХТ по поводу метастатической болезни. Никто из них ранее не получал ингибиторы циклин-зависимых киназ (иЦЗК) 4/6 типа. Пациентки были распределены в группы 1:1. Группы получали рибоциклиб 600 мг внутрь ежедневно 3 недели, далее 1 неделя перерыв, или плацебо в том же режиме вместе с тамоксифеном 20 мг / летрозолом 2,5 мг / анастрозолом 1 мг внутрь ежедневно. Все пациентки получали гозерелин 3,6 мг п/к каждые 28 дней.

Первичной конечной точкой была выживаемость без прогрессирования (ВБП). Она составила 23,8 мес. в группе рибоциклиба и 13,0 мес. в группе плацебо (отношение рисков 0,55; p<0,0001).Частыми нежелательными явлениями были нейтропения (61% в группе рибоциклиба против 4% в группе плацебо), лейкопения (14% против 1% соответственно). Theodoros Foukakis из отделения онкологии-патологии Karolinska Institute and University Hospital (Стокгольм, Швеция) в комментарии к статье в The Lancet Oncology отметил, что профиль безопасности рибоциклиба в этом исследовании в целом совпал с данными исследования MONALEESA-2, но было одно исключение. В группе рибоциклиба чаще отмечали бессимптомное удлинение интервала QTcF более чем на 60 мс (10% в MONALEESA-7 против 3% в MONALEESA-2), особенно при использовании тамоксифена: 14 (16%) из 87 пациенток в MONALEESA-7. В обеих группах лечения одинаково часто встречались приливы (34% в MONALEESA-7 против 25% в MONALEESA-2) и депрессия (6% в каждой группе в MONALEESA-7, в других исследованиях не отмечено), что, по мнению доктора, частично можно отнести на счет гозерелина.

«Относительное преимущество рибоциклиба в MONALEESA-7 было примерно одинаковым среди пациенток, которые получали тамоксифен или нестероидные ингибиторы ароматазы (ИА), – продолжает Theodoros Foukakis. – Несмотря на то, что численные данные говорят о преимуществе ИА (27,5 мес.), это сравнение не оправдано, поскольку стратификацию в зависимости от типа ГТ не проводили. Тамоксифен – наилучший доказанный метод ГТ у женщин с мРМЖ в пременопаузе. Преимущество добавления агонистов гонадотропин-рилизинг гормона к тамоксифену было показано только в небольшом исследовании 2 фазы, зато побочные явления овариальной супрессии могут негативно влиять на качество жизни, что и было показано в MONALEESA-7. Таким образом, дальнейшего изучения [на мой взгляд] заслуживает монотерапия тамоксифеном в комбинации с иЦЗК 4/6».

В целом, считает доктор Foukakis, MONALEESA-7 показало, что ГТ позволяет значительной части пациентов прожить около года без признаков прогрессирования болезни. Это значит, что нужно искать специфические биомаркеры, позволяющие выделить подгруппу пациентов, которые выиграют от применения иЦЗК. Или, наоборот, тех, чья болезнь очень чувствительна к ГТ. Например, терапию можно подбирать на основании показаний к ХТ. «Несмотря на то, что данные по ВБП в MONALEESA-7 лучше, чем обычно бывает при ХТ, – говорит Theodoros Foukakis, – пациенты в исследовании в основном не получали ранее ГТ (60%) и имели положительные рецепторы к прогестерону (578, 86%). В неотобранной популяции в пременопаузе мы скорее будем ожидать большое количество опухолей люминального типа B. В настоящее время проводят исследования, которые напрямую сравнивают ГТ + иЦЗК с ХТ (PEARL/NCT02028507 и PASIPHAE/NCT03322215). Эти исследования, скорее всего, смогут ответить на этот вопрос».

В исследовании MONALEESA-2 рибоциклиб + летрозол имели преимущество в отношении ВБП по сравнению с монотерапией летрозолом в первой линии лечении пациенток с гормонозависимым HER-2-отрицательным метастатическим раком молочной железы (мРМЖ) в постменопаузе. Исследованию MONALEESA-7 удалось повторить эти результаты у пациенток в пременопаузе.

Источники:

  1. Debu Tripathy, Seock-Ah Im, et al. Ribociclib plus endocrine therapy for premenopausal women with hormone-receptor-positive, advanced breast cancer (MONALEESA-7): a randomised phase 3 trial. The Lancet Oncology. Volume 19, No. 7, p.904-915, July 2018. Published: 24 May 2018.
  2. Theodoros Foukakis. Ribociclib in premenopausal women with advanced breast cancer (Commentary). The Lancet Oncology. Volume 19, No. 7, p.850-852, July 2018. Published: 24 May 2018 [Sci-Hub].
  3. FDA Expands Ribociclib Indication in Hormone Receptor-Positive, HER2-Negative Advanced or Metastatic Breast Cancer. The ASCO Post. Posted: 18 July 2018.