RU EN
Интернет-портал Российского общества клинической онкологии

Новости онкологии

17.07.2018

Стимуляция яичников при ЭКО не повышает риск развития рака у пациенток с мутацией BRCA-1/2

Результаты популяционного исследования в Нидерландах не показали повышения риска развития рака молочной железы (РМЖ) у пациенток с мутацией генов BRCA-1/2, которым проводили стимуляцию яичников с целью последующего экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).

В исследование включили 1550 пациенток с мутацией гена BRCA1 и 964 пациентки с мутацией BRCA2. Данные были взяты из ретроспективного когортного исследования HEBON (Hereditary Breast and Ovarian cancer study, Нидерланды) и регистра, который собирает данные предимплантационных генетических диагностик. Пациентки, рожденные до 1940 года, были исключены, поскольку в их репродуктивные годы не было доступно ЭКО.

Из более 2500 включенных пациенток РМЖ зарегистрировали у 938 пациенток (37,3%). Средний возраст составил 40 лет в группе BRCA1 и 44 года в группе BRCA2. Стимуляцию яичников по поводу ЭКО проводили у 76 (3%) пациенток. Средний возраст на начало первого цикла стимуляции составил почти 32 года, средний период наблюдения – 6,5 лет.

РМЖ диагностировали у 15 пациенток (12 BRCA1 и 3 BRCA2) в группе ЭКО. Связи между стимуляций яичников по поводу ЭКО и РМЖ не было обнаружено (отношение рисков 0,79). Специфические характеристики, такие как возраст на момент начала первого цикла стимуляции, также не показали никакого влияния (возраст менее 32 лет: ОР=1,13).

«Вопрос о том, какое влияние могут оказать различные вмешательства у пациенток с герминальной мутацией генов BRCA, у которых не было профилактических операций, поднимается нередко, – говорит Lee S. Schwartzberg, исполнительный директор West Cancer Center (Мемфис) в комментарии порталу Practice Update. – Результаты исследования свидетельствуют, что женщины, у которых есть мутации генов BRCA, могут быть уверены, что они не повышают свой риск развития рака, если решают пройти ЭКО».

Женщины с мутацией генов BRCA1/2 имеют высокий абсолютный риск развития РМЖ в репродуктивные годы (кумулятивный риск 20% к 38 годам при мутации BRCA1, к 43 годам – при мутации BRCA2). У носителей мутации BRCA1/2 экзогенные и эндогенные эстрогены и прогестогены оказывают влияние на риск РМЖ так же, как и в общей популяции. При ЭКО поддерживают высокий уровень эстрогенов.

Недавно были опубликованы результаты еще двух популяционных исследований – британского и датского, в которых изучали влияние ЭКО на риск развития рака в общей популяции. Исследователи не обнаружили повышения риска развития РМЖ или рака тела матки. В обеих работах было показано, что в группе ЭКО чаще встречается рак яичников, чем в контрольной популяции. Однако, как отмечают британские и датские авторы, у всех этих пациенток были и другие факторы риска развития рака яичников помимо ЭКО.

Источники:

  1. Inge A. P. Derks-Smeets, et al. Ovarian stimulation for IVF and risk of primary breast cancer in BRCA1/2 mutation carriers. British Journal of Cancer, 2018, published 25 June 2018.
  2. Ovarian Stimulation for IVF and Risk of Primary Breast Cancer in BRCA1/2 Mutation Carriers. PracticeUpdate, published July 5, 2018.
  3. Nancy A. Melville. Breast and Gynecological Cancer Risk Is Minimal With IVF. Medscape Medical News, published July 12, 2018.
  4. ESHRE 2018: Large Population Study Does Not Find Causal Link Between Assisted Reproduction and Ovarian Cancer Risk. The ASCO Post, published July 12, 2018.