RU EN
Интернет-портал Российского общества клинической онкологии

Новости онкологии Уголок онкопсихолога

08.04.2022

Онкопсихология: история вопроса

Сакаева Дина Дамировна
Сакаева Дина Дамировна
Заместитель главного врача по онкологии КГ «Мать и Дитя», доктор медицинских наук, профессор, Уфа

Мы живем в такое время, когда врачу онкологу просто невозможно работать, не зная основ онкопсихологии. Много лет я практикую, имея вторую специальность – психолог. Эта рубрика явилась результатом стремления и желания приобщить коллег к новым знаниям и познакомить с интереснейшим направлением – онкопсихологией.

Немного о терминах и истории вопроса.

Онкопсихология – направление, возникшее на стыке психологии, психотерапии, онкологии и этики, которое исследует влияние психологических факторов на возникновение и течение болезни. Цель ее – изучение психологических особенностей онкологических больных, особенностей реакции на заболевание и способов совладания с этой ситуацией. Предпосылкой ее возникновения стало развитие психоонкологии, которая является частью онкологии и изучает психологические и социальные аспекты онкологических заболеваний.

Психоонкология – это междисциплинарная область, охватывающая широкий спектр задач организации медицинской и психологической помощи пациентам и их семьям, психообразования и обучения персонала, взаимодействующего с больными, лечения психических расстройств и решения психосоциальных проблем на протяжении всего онкозаболевания. Эта область знаний появилась в последней четверти ХХ века, когда встал вопрос о качестве жизни онкологического пациента. Таким образом, психоонкология возникла и развивается в рамках онкологии, в то время как онкопсихология является психологической дисциплиной.

Какие исторические предпосылки привели к развитию психоонкологии?

Успехи в развитии хирургии, лучевой терапии и химиотерапии привели к развитию социальной дискуссии о целесообразности информирования пациентов о заболевании и предполагаемой терапии, а также введения информированного согласия на лечение, создающего юридические предпосылки для открытого диалога врача и пациента о методах и результатах диагностики, вариантах лечения. В 60-е годы в США начались первые дебаты о вопросе целесообразности сокрытия диагноза онкологического заболевания от пациента. Психиатры в этих оживленных дискуссиях, мотивируя возможным развитием чрезмерно сильной эмоциональной реакции и формированием психических нарушений, занимали позицию, поддерживающую сохранение от пациента тайны о его состоянии, в то время как онкологи занимали противоположную позицию. Исследование с использованием опросника Окена в 1961 году показало, что более 90% врачей США обычно не раскрывали диагноз пациенту, а уже в 1978 году 97% врачей стали рассказывать пациентам правду об их диагнозе. В течение этих 17 лет успехи онкологии стали более очевидными, стало известно о случаях выздоровления от рака, что и позволило более открыто говорить с пациентом.

Итак, возникновение психоонкологии относится к 1975 году, когда стало возможно открыто говорить с пациентами о диагнозе «рак» и их отношении к своему заболеванию. Появилось большое количество пациентов, вошедших в ремиссию и открыто говоривших о своем излечении. А еще знаменитости стали позволять СМИ сообщать публике о своем диагнозе: Форд и Рокфеллер в 1975 году сообщили о своей болезни, а также Роллин, которая написала книгу «Сначала ты плачешь» о пути, который он прошла с момента постановки диагноза рак молочной железы.

В 1976 году Ван Дам в Нидерландах разработал первый протокол исследований психосоциальных факторов, что дало толчок исследованиям качества жизни пациентов под эгидой Европейской организации по исследованиям и обучению в сфере онкологии. Одновременно Национальному институту рака в США при поддержке Национальной группы клинических исследований рака и лейкемии было поручено разработать междисциплинарную модель помощи. Группа психиатров под руководством Холланд провела исследования пациентов, вошедших в ремиссию на ранних стадиях болезни после прохождения лечения, и разработала опросник для оценки психосоциальных параметров с помощью телефонного интервью.

В 1975 г. в Сан Антонио провели первую конференцию по национальным исследованиям в психоонкологии, организованную Фоксом; 25 сотрудников пытались решить проблемы, связанные с отсутствием количественного измерения таких субъективных симптомов, как боль, тревога и депрессия.

Группа психиатров, работавшая с 1951 года в Memorial Slow Кettering, была выделена в академическое подразделение в 1977 году и начала развивать клиническую деятельность и разрабатывать программы постдипломного образования. Более 300 специалистов было обучено на этой базе.

Исследования Вейсмана и Уордена в рамках проекта «Омега» Массачусетского общественного госпиталя дали много информации о психоэмоциональной реакции пациентов на диагноз рак, на основании этих данных появилось первое клиническое руководство по психоонкологии, опубликованное в 1989 году.

Работы поведенческих психологов дали импульс для разработки программ профилактики рака и исследований, посвященных изменению образа жизни для уменьшения риска развития рака. В это же время Аарсон в Европе, Селла и коллеги в США разработали опросники качества жизни, которые мы используем сейчас в клинических исследованиях.

С 1992 года издается ежемесячный журнал «Психоонкология», который публикует материалы исследований в области психологических, социальных и поведенческих аспектов онкологических заболеваний и выступает как официальный журнал Международного общества психосоциальной онкологии, Британского и Американского обществ психосоциальной онкологии.

В 1997 году была организована международная сеть из 18 онкологических клиник, которая разработала первый стандарт психосоциального лечения и порядка его предоставления в комплексном лечении онкологического заболевания. Рекомендации требуют, чтобы все пациенты онкологической клиники проходили процедуры первичной и последующей оценки уровня дистресса. Скрининг на этапе госпитализации проводится устно, письменно или на компьютере и называется «термометр дистресса». Оценка в 4 балла и более указывает, что пациенту необходимо проконсультироваться с психиатром или психологом для более детальной оценки.

Следующим шагом стала стандартизация и включение психосоциальных вмешательств в комплексную помощь онкологическим больным. В Австралии, Канаде и Великобритании были разработаны клинические руководства по психосоциальному лечению в клинической онкологии.

Психоонкология теперь определяется как область онкологии, имеющая дело с двумя аспектами болезни:

  1. психоэмоциональными реакциями пациентов и их семей на всех стадиях болезни, а также психосоциальной нагрузкой на персонал;
  2. психологическими, социальными и поведенческими факторами, которые способствуют возникновению рака и выживаемости.

Несмотря на гигантский прогресс в развитии психоонкологии, в России, к сожалению, психосоциальная поддержка все еще не является обязательной при уходе за пациентами с онкологическими заболеваниями и остается доступной далеко не всем. Насущной потребностью является стандартизация в России международных моделей психофармакотерапии и психотерапевтической помощи онкологическим пациентам, а также программ реабилитации на различных этапах лечения.

Большая задача – подготовка специалистов к работе в составе междисциплинарной команды, обучение интегративным подходам, учитывающим также роль психосоциальных факторов при лечении онкологического заболевания.