RU EN
Интернет-портал Российского общества клинической онкологии

COVID-19

01.04.2020

Новые международные рекомендации по лучевой терапии рака молочной железы в условиях пандемии COVID-19

Деньгина Наталья Владимировна
Деньгина Наталья Владимировна
Заведующая радиологическим отделением ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер», директор Центра лучевой терапии «R-Spei», член правления RUSSCO, главный редактор Газеты RUSSCO и сайта RosOncoWeb, кандидат медицинских наук, Ульяновск

Несмотря на шагающую по планете коронавирусную инфекцию, большинство центров/отделений лучевой терапии в мире продолжают работать и проводить облучение нуждающимся в нем онкологическим больным. Но при этом особые условия работы, продиктованные пандемией, заставляют экспертов пересмотреть подходы к лучевой терапии конкретных локализаций, как минимум для того, чтобы минимизировать число визитов наших пациентов в отделение лучевой терапии, но при этом не ухудшить отдаленные результаты.

Группа экспертов по лучевой терапии рака молочной железы (в списке – известнейшие специалисты) сформулировала обновленные рекомендации и опубликовала их в журнале Clinical Oncology. Рекомендации базируются на уже достаточно большом количестве исследований, хотя, как признают авторы, не всегда были достигнуты 1-2 уровни доказательности, поэтому преимущества и риски обязательно должны быть обсуждены с пациентом. Итак, эксперты рекомендуют:

  1. Однозначно отказаться от проведения облучения у пациенток в возрасте старше 65 лет (или даже моложе, но с явной сопутствующей патологией) после органосохраняющей операции по поводу инвазивного РМЖ с размером опухоли до 3 см, с чистым краем резекции и невовлеченными лимфоузлами, G1-2, ER/PR+, Her2/neu-, которым в дальнейшем планируется гормональная терапия.
  2. Ограничиться лишь 5 фракциями у больных с невовлеченными лимфоузлами, которым необходима лучевая терапия после органосохраняющей операции, но не требуется буст. Варианты подразумевают: 28-30 Гр по 1 фракции в неделю или 26 Гр за 5 последовательных фракций в течение недели. Рекомендация основана на данных исследований FAST и FAST Forward, в которых вышеупомянутые режимы продемонстрировали схожесть с режимом 40 Гр за 15 фракций, хотя результаты в отношении риска локального рецидива за 5 лет пока не получены.
  3. Избегать буст у большинства пациенток за исключением тех, кому 40 и менее лет или более 40 с наличием явных факторов риска (позитивный край резекции и невозможность выполнения повторного оперативного вмешательства). Этап подведения буста также должен быть максимально сокращен, например, 12 Гр за 4 последовательных фракции.
  4. Отказаться от облучения зон региональных лимфоузлов у пациенток в постменопаузе в случае Т1, G1-2, ER/PR+, Her2/neu- после органосохраняющей операции и биопсии сторожевого лимфоузла при обнаружении 1-2 микрометастазов в них. Таким пациенткам вполне подходит вариант гипофракционированного облучения (см. пункт 2).
  5. Проводить умеренно гипофракционированное адъювантное облучение всем нуждающимся в нем больным (40 Гр за 15 фракций в течение 3 недель на молочную железу или грудную стенку и зоны региональных лимфоузлов). Подобный подход уже является стандартным во многих странах и должен стать общепринятым в условиях пандемии, в том числе и после реконструктивных операций.

Жизнь в условиях пандемии накладывает отпечаток на нашей профессиональной деятельности. Укорочение курсов лучевой терапии при РМЖ либо отказ от них, если риск минимален, во всех клинических ситуациях пока продиктован необходимостью, учитывая, что пациентки с РМЖ традиционно составляют наибольший поток больных радиологических центров. Однако есть прочная уверенность, что это «временное» вскоре станет «постоянным», поскольку продемонстрирует адекватность, безопасность и эффективность подобного подхода уже не на тысячах – а на сотнях тысяч больных по всему миру.

Источник: Coles CE, et al. International Guidelines on Radiation Therapy for Breast Cancer During the COVID-19 Pandemic. Clin Oncology. 2020; 32: 279-281.