RU EN
Интернет-портал Российского общества клинической онкологии

Новости онкологии

13.06.2017

Поддерживающая гормональная терапия улучшает отдаленные результаты лечения серозного рака яичников низкой степени злокачественности

Тюляндин Сергей Алексеевич
Тюляндин Сергей Алексеевич
Заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник отделения противоопухолевой лекарственной терапии №2 ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, член правления RUSSCO, профессор, доктор медицинских наук, Москва

Серозный рак низкой степени злокачественности составляет 5-10% от всех серозных раков и биологически и клинически отличается от серозного рака высокой степени злокачественности. По своим биологическим и клиническим свойствам он более похож на люминальный А подтип рака молочной железы. Он имеет индолентное течение, свидетельством чему является 5-летняя общая выживаемость 80% для всех стадий. Большинство опухолей экспрессирует рецепторы эстрогенов и прогестерона, хорошо отвечает на гормональную терапию и обладает меньшей чувствительностью к химиотерапии по сравнению с опухолью высокой степени злокачественности. Все это стимулирует разработку гормональной терапии для этого вида опухоли. Одновременно нельзя говорить, что рак низкой степени злокачественности резистентен к химиотерапии, которая до сих пор является стандартным подходом для лечения этих больных.

В связи с вышесказанным представляет интерес ретроспективное исследование, проведенное в M.D. Anderson Cancer Center (Хьюстон, Техас) у 203 больных серозным раком яичников низкой степени злокачественности II-IV стадий, получавших лечение с 1981 по 2013 гг. Всем больным была выполнена первичная циторедукция и проведено 6 курсов платиносодержащей химиотерапии (комбинацию производных платины и таксанов получили 81% больных). После окончания химиотерапии 70 больным была назначена поддерживающая гормонотерапия летрозолом (60% больных) или тамоксифеном (32%) в стандартных дозах. Еще 8% больным назначали агонисты LHRH отдельно или в комбинации с ингибиторами ароматазы, прогестины. Остальным 133 пациенткам после окончания химиотерапии рекомендовалось рутинное наблюдение каждые 3 месяца. Медиана продолжительности приема гормональных средств составила 33 мес. (1-232 мес.).

Медиана наблюдения за больными составила 71 мес. Медиана продолжительности времени до прогрессирования составила для больных в группе наблюдения 32,6 мес. и 64,9 мес. для больных группы поддержки (р<0,001). Медиана продолжительности жизни для всей группы составила 104,7 мес. и существенно не различалась в группе наблюдения и поддержки: 102,3 мес. и 115,7 мес. соответственно (р=0,42). У больных с отсутствием проявлений болезни после платиносодержащей химиотерапии медиана времени до прогрессирования в группе наблюдения и поддержки составила 30 мес. и 81 мес. соответственно, а медиана продолжительности жизни – 106,8 и 191,3 мес. соответственно. У больных с остаточными проявлениями болезни медиана времени до прогрессирования составила 15,2 мес. в группе наблюдения и 38,1 мес. в группе поддержки, а медиана продолжительности жизни – 44,4 мес. и 83,8 мес. соответственно.

Информация о наличии экспрессии рецепторов эстрогенов и прогестерона была известна у 76 больных. Частота обнаружения высокой экспрессии составила 96% для рецепторов эстрогенов и 58% для рецепторов прогестерона. Среди больных с наличием экспрессии рецепторов эстрогенов назначение поддержки давало больший выигрыш в увеличении медианы времени до прогрессирования по сравнению с наблюдением (61,5 мес. и 29,9 мес., р=0,001) и тренду к увеличению общей продолжительности жизни (191,3 мес. и 127 мес. соответственно, р=0,056). Наличие экспрессии рецепторов прогестерона статистически достоверно увеличивало медиану времени до прогрессирования в группе поддержки (77,3 мес. и 22,6 мес., р=0,001), но не влияло на общую продолжительность жизни. При сравнении отдаленных результатов в группах больных с экспрессией обеих рецепторов и только рецепторов эстрогенов не отмечено существенной разницы в эффективности назначения поддерживающей гормонотерапии.

Проведение поддерживающей терапии обладало хорошей переносимостью. У 9 пациентов потребовалась замена препаратов в связи с токсичностью: у 5 больных с летрозола на тамоксифен и у 4 больных с тамоксифена на летрозол.

Авторы делают вывод, что больным серозным раком яичников с низкой степенью злокачественности II-IV стадий после выполнения циторедуктивной операции и проведения платиносодержащей химиотерапии назначение поддерживающей гормональной терапии улучшает медиану времени до прогрессирования по сравнению с прекращением терапии и наблюдением. Этот позитивный эффект наблюдается как у больных с отсутствием признаков болезни после химиотерапии, так и при наличии персистирующей болезни. Результаты последних публикаций свидетельствуют, что серозные раки яичников низкой степени злокачественности в меньшей степени чувствительны к химиотерапии по сравнению с серозными раками высокой степени злокачественности. В связи с этим гормональная терапия представляется дополнительным к химиотерапии методом лечения, способным на длительное время предотвратить наступление прогрессирования заболевания. Высокая эффективность поддерживающей гормонотерапии в данном ретроспективном наблюдении делает актуальным проведение рандомизированного исследования по сравнению химиотерапии и гормонотерапии в качестве первой линии системного лечения у больных серозным раком яичников низкой степени злокачественности. В рамках этого исследования целесообразно оценить как частоту и степень выраженности экспрессии рецепторов стероидных гормонов, так и их предиктивное значение эффективности проводимой гормонотерапии и химиотерапии. Но уже сегодня у нас есть все основания назначать поддерживающую гормонотерапию больным с серозным раком яичников после операции и проведения химиотерапии с целью увеличения времени до прогрессирования. Желательно это делать после определения экспрессии стероидных гормонов в опухоли.

Ключевые слова: серозный рак яичников низкой степени злокачественности, гормонотерапия.

Литература:

  1. Gershenson DM, Bodurka DC, Coleman RL, et al. Hormonal maintenance therapy for women with low-grade serous cancer of the ovary or peritoneum. J. Clin. Oncol. 2017; 35: 1103-1111.