RU EN
Интернет-портал Российского общества клинической онкологии

Новости онкологии

31.05.2016

Три поколения препаратов, используемых в иммунотерапии больных злокачественными новообразованиями

Начав с одобрения ипилимумаба в 2011 г., иммунотерапия злокачественных новообразований вступила в период интенсивного развития. В одной из статей, опубликованных недавно в the Nature Reviews Drug Discovery, авторы акцентируют внимание на изменении подходов в противоопухолевой терапии, применении на практике новых данных, появлении широкого спектра иммунотерапевтических препаратов, а также изменении стандартов проводимого лечения. Помимо всего прочего, в статье рассмотрены вопросы, касающиеся оценки эффективности терапии, особенностей проведения клинических исследований, направленных на изучение новых препаратов, поиска маркеров иммунного ответа и развития стратегий сочетанной терапии.

Благодаря тому, что данная область медицины обладает неоспоримым преимуществом в отношении выживаемости больных, она стремительно развивается не только в сфере онкологии, но и во всей фармацевтической промышленности. Несмотря на это, направление иммунотерапии злокачественных новообразований остается молодой отраслью науки, для которой существует потенциал дальнейшего роста и развития. В настоящее время можно выделить 3 поколения препаратов, используемых в иммунотерапии больных злокачественными новообразованиями.

Поколение 1 включает в себя ипилимумаб и sipuleucel-T, клиническое использование которых было одобрено в 2010 (sipuleucel-T) и 2011 годах (ипилимумаб) на основании положительных результатов рандомизированных исследований 3 фазы. В связи с определенными сложностями производства и распространения применение sipuleucel-T не стало широкомасштабным. Таким образом, трудности, возникшие с данным лекарственным средством, показали то, с какими сложностями придется столкнуться при выходе на рынок нового поколения препаратов.

В центре второго поколения иммунотерапевтических препаратов стоят анти-PD-1/PD-L1 антитела. Первые анти-PD-1 моноклональные антитела (пембролизумаб и ниволумаб) были одобрены к клиническому использованию Управлением по контролю над качеством пищевых продуктов и лекарственных средств США (FDA) и Европейским агентством лекарственных средств (EMEA) в 2014 (пембролизумаб) и 2015 годах (ниволумаб). Одобрение пембролизумаба произошло за рекордный промежуток времени – спустя лишь 4 года после начала проведения клинических исследований с ним. Совсем недавно, 18 мая 2016 г., был одобрен для клинического использования атезолизумаб, первый анти-PD-L1 препарат. Еще одному анти-PD-L1 препарату дурвалумабу FDA предоставило статус принципиально нового лекарственного средства. Подобный статус предназначен для того, чтобы ускорить разработку препаратов, предназначенных для лечения тяжелых или угрожающих жизни заболеваний или состояний в том случае, когда клинические данные свидетельствуют о высокой эффективности препарата. Блинатумомаб, BiTE-антитело (Bi-specific T-cell engagers), специфичное к ко-рецептору CD19, был одобрен в 2015 г. для лечения больных B-клеточным лимфоцитарным лейкозом. Талимоген лагерпарепвек (T-vec) – первый препарат онколитической вирусной терапии, одобренный для местного лечения нерезектабельной рецидивирующей меланомы у пациентов после первичного хирургического вмешательства.

Следующее, третье поколение иммунопрепаратов, возможно, будет наиболее конкурентноспособным среди всех существующих иммунопрепаратов. Его появление связывают с многочисленными механизмами становления иммунного ответа.

На сегодняшний день развитие новых препаратов в иммуноонкологии сосредоточено вокруг Т-клеточного иммунитета, тогда как особенности B-клеточного иммунитета и связанные с ним возможности появления новых препаратов до сих пор активно не исследовались. Тем не менее, эффективность B-клеточного иммунитета широко изучена, например, при проведении профилактической вакцинации против инфекционных заболеваний. Такие лекарственные средства, как таргетные препараты, действующие на клетки-киллеры, вызывают не только большой интерес, но и способствуют появлению новых подходов в иммунотерапии. В настоящее время активно изучаются цитокины, терапия генетически модифицированными клетками, ингибиторы иммунных контрольных точек, противоопухолевые вакцины, BiTE-антитела, антитела, объединяющие 2 таргетные молекулы в одну, а также малые молекулы и онколитические вирусы.

Весь представленный спектр возможных препаратов может воздействовать на различные звенья иммунной системы, что в конечном итоге усиливает противоопухолевый иммунитет. Вполне возможно, что дальнейшее интенсивное развитие иммунотерапии будет способствовать совершенствованию существующих 1 и 2 поколений иммунотерапевтических препаратов. Ярким примером этого является то, как терапия ингибиторами иммунных контрольных точек стала менять имеющиеся подходы к терапии больных злокачественными новообразованиями. Подобные изменения наблюдались при применении первых двух поколений и, вполне возможно, будут и при третьем поколении.

Интенсивное развитие иммуноонкологии коренным образом изменило подход к терапии злокачественных новообразований. То, что новые препараты дают возможность превратить ранее считавшееся смертельное заболевание в полностью контролируемую хроническую болезнь или полностью от нее излечиться, вселяет надежду в миллионы больных. Несмотря на то, что есть еще многое, что предстоит узнать для достижения данной цели, то, какими темпами развивается современная иммуноонкология, позволяет думать, что они реальны.

Источник: Hoos A. Development of immuno-oncology drugs – from CTLA4 to PD1 to the next generation. Nature Reviews Drug Discovery 2016; 15(4): 235-247.