RU EN
Интернет-портал Российского общества клинической онкологии

Новости онкологии

12.01.2016

Бевацизумаб в комбинации с цисплатином и пеметрекседом в первой линии терапии больных злокачественной мезотелиомой плевры (результаты исследования MAPS)

Злокачественная мезотелиома плевры (ЗМП) является агрессивным онкологическим заболеванием, в этиологии которого основную роль играют такие канцерогенные факторы окружающей среды, как асбест. На сегодняшний день прогноз в отношении данной патологии остается крайне неблагоприятным. Основными причинами этого являются как возрастной контингент больных ЗМП, которые ко времени диагностики заболевания (60-70 лет) уже имеют сопутствующую патологию, ограничивающую объем лечения, так и особенности самой опухоли. К сожалению, хирургическое лечение (плеврэктомия и плевропневмонэктомия) проводится лишь у 7-10% больных, с 2-летней выживаемостью после таких операций – 10-35%. При невозможности выполнения хирургического лечения встает вопрос о проведении химиотерапии с включением препаратов платины (цисплатин или карбоплатин) и пеметрекседа или гемцитабина (при оптимальном или минимальном объеме лечения соответственно). Как бы то ни было, терапевтическая активность данных препаратов остается крайне невысокой.

Фактор роста эндотелия сосудов (VEGF) является мощным митогеном клеток ЗМП. В связи с этим существует предположение о том, что терапия анти-VEGF препаратами может быть эффективной в лечении больных этим заболеванием.

Целью открытого рандомизированного исследования III фазы MAPS (Mesothelioma Avastin Cisplatin Pemetrexed Study) явилось установить, насколько эффективным будет проведение первой линии терапии бевацизумабом в комбинации со стандартной химиотерапией цисплатином и пеметрекседом у больных ЗМП [1]. Результаты были опубликованы проф. Zalcman G и соавторами в журнале Lancet [2].

В исследовании приняли участие больные неоперабельной ЗМП в возрасте от 18 до 75 лет. Все пациенты ранее не получали специфическую противоопухолевую терапию и не являлись кандидатами на выполнение хирургического вмешательства в будущем, имели статус по шкале ECOG 0-2. Ни у одного из больных не было в анамнезе клинически значимой сопутствующей сердечно-сосудистой патологии. У всех участников исследования был по меньшей мере один поддающийся оценке (выпот в плевральной полости) или измеряемый (узловое утолщение плевры) очаг по данным КТ. Ожидаемая продолжительность жизни больных составляла >12 мес. Критериями исключения для участия в исследовании являлись метастатическое поражение головного мозга, использование антиагрегантов (аспирин ≥325 мг в день, клопидогрел, тиклопидин или дипиридамол), оральных антикоагулянтов (антагонисты витамина K) и низкомолекулярных гепаринов в лечебной дозе, а также применение нестероидных противовоспалительных препаратов.

Основным критерием эффективности была оценка общей выживаемости (ОВ). Помимо этого оценивался профиль токсичности препаратов.

С 13 февраля 2008 г. по 5 января 2014 г. в исследование было включено в общей сложности 448 пациентов. Все больные были рандомизированы в соотношении 1:1 в 2 группы, первая из которых (n=223) получала пеметрексед (500 мг/м2 в/в кап), цисплатин (75 мг/м2 в/в кап) и бевацизумаб (15 мг/кг в/в кап), а вторая (n=225) – только пеметрексед и цисплатин в аналогичных дозах. Лечение проводилось каждые 3 недели и продолжалось максимально до 6 курсов. При появлении признаков прогрессирования заболевания или развитии непереносимой токсичности терапия прекращалась. При рандомизации учитывались особенности гистологического подтипа ЗМП (эпителиоидный, саркоматоидный или смешанный), статус больного по шкале ECOG (0-1 или 2), а также является пациент курильщиком или нет.

По результатам данного исследования показатель ОВ в группе больных, получавших пеметрексед, цисплатин и бевацизумаб, составил 18,8 мес. (95% СI 15,9–22,6), тогда как в группе, получавшей только пеметрексед с цисплатином, – 16,1 мес. (14,0-17,9; HR 0,77 [0,62–0,95]; p=0,0167).

В общей сложности нежелательные явления 3-4 степени были зарегистрированы у 158 (71%) пациентов, получавших все 3 препарата, по сравнению с 139 (62%) больными в контрольной группе. У больных, находящихся на терапии пеметрекседом, цисплатином и бевацизумабом, чаще встречались гипертензия 3 и более степени (51 [23%]) и тромбоэмболии (13 [6%]). Аналогичные нежелательные явления в группе больных, не получавших бевацизумаб, или вовсе не встречались (гипертензия), или наблюдались крайне редко – у 2 (1%) больных (тромбоэмболии).

Исследователи сделали вывод о том, что добавление бевацизумаба к пеметрекседу и цисплатину может быть одной из терапевтических опций в лечении ЗМП. Изученный режим обладал не только эффективностью, но и предсказуемым профилем токсичности. Вполне возможно, что он сможет стать новым стандартом терапии данной категории больных.

Литература:

  1. ClinicalTrials.gov, № NCT00651456.
  2. Zalcman G, Mazieres J, Margery J, et al. Bevacizumab for newly diagnosed pleural mesothelioma in the Mesothelioma Avastin Cisplatin Pemetrexed Study (MAPS): a randomised, controlled, open-label, phase 3 trial. Lancet. Published online December 21, 2015. doi: http://dx.doi.org/10.1016/S0140-6736(15)01238-6.