ПРОБЛЕМЫ ПРАВДИВОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПАЦИЕНТА.
Гнездилов А.В.
Онкологический диспансер Московского района, г. Санкт-Петербург
Психотерапевтическая направленность работы персонала в онкологической клинике не вызывает сомнений и должна учитывать аспекты наибольшей ранимости пациента. Специфика онкологического больного включает несколько ключевых моментов.
Психологическая работа должна начинаться со среды, окружающей пациента. Те стереотипы поведения, что сложились у персонала, не всегда удачны случаях. Индивидуальность подхода к каждому больному с учетом его представлений о болезни, опасений, установок. Вот первое правило. И оно требует не готовых рецептов, как себя вести, но выслушивания и понимания больного. Как часто больной и не ждет излечения, но нуждается в понимании, сочувствии и поддержке. Здесь выступает второе правило - это терапия присутствием. Нередко мы размышляем, что и как сказать больному, что ему принести, а по большому счету каждый подходящий к нему человек в белом халате, сам уже является лекарством. Вспомним, что в присутствии другого легче переносится боль. Обычно выделяют физический и психический компонент боли. Наше сочувствие, милосердие облегчает и тревогу, и тоску и чувство одиночества. С годами работы мы открываем истину, что наша установка на помощь пациенту трансформирует нас самих, делая нас своеобразным лекарством, пилюлей для пациента. В этих случаях отпадает необходимость в словах.
Транс ситуационная информация о нашей установке мгновенно передается больному, и тут необходимо вспомнить, что лекарство действует во времени. Подарить пациенту кусочек своего времени, коснуться его руки, улыбнуться или поправить одеяло так важно. И это не просто жест вежливости или сочувствия. В каждом больном живет помимо взрослого психологический ребенок. Его аффективное "эго" возрождается в пациенте, который смотрит на нас "снизу вверх", беспомощен и зависим, надеется и верит нам, как когда-то своим родителям. Перенос на персонал своих глубинных установок, сформировавшихся в детстве, должен быть понятен. Достаточно вспомнить свои переживания, когда "мы были маленькими".
Проблемы времени для общения с пациентом должны учитывать и проблемы пространства. Здесь, помимо простора палаты, эстетики, учитывающей настроение больного, должно вспомнить о совместимости. Мы спокойно соглашаемся с тем, что сосны любят песок, и камни, васильки встречаются во ржи, розу и лилию нельзя ставить в одну вазу, но когда это равновесие или дискомфорт встречаются у людей, мы вспоминаем о нервах, о психике. Все проблемы несовместимости некоторых пациентов друг с другом и персоналом, так же естественны, как и в природе. И требуют своего разрешения для создания "психологического климата" в палате.
Теперь необходимо коснуться вопроса о даче больному той или иной информации. Вопрос о правдивости сам рано или поздно пробивает себе дорогу. Суть часто заключается в трудной игре. Как часто родные просят не говорить правду больному, так как это может его убить. В то же время и пациент обращается с подобной просьбой не говорить родным, чтобы это не подкосило их. Существуют психологические методы дачи негативной информации. Это выбор времени и места для каждого разговора, при котором приоритет отдается пациенту, он выбирает, сколько времени беседовать, когда и где. Это и информирование "по частям", не сразу, а с учетом созревания психики пациента. Это и метод контр вопроса, когда вы не знаете о действительной необходимости пациента услышать правду о диагнозе или прогнозе. На вопрос можно ответить вопросом: что сам больной думает по этому поводу, почему он задает этот вопрос. В конечном итоге, без явной лжи, которая рано или поздно обнаруживается, можно привести пациента к тому, что он сам произнесет те слова, которые ждет от персонала. Хотелось бы обогатить арсенал психотерапевтических средств, которые как будто не серьезны или скорее годятся в детской клинике, например применение "сказкотерапии" или "куклотерапии". В принципе, многие и многие из ненасытного племени экстрасенсов пользуются "заговорами", "талисманами" и так далее. Наше отношение к больному вполне может включить элементы упомянутых методов как психотерапевтических средств.
Например, многие знают о трудности общения с людьми пожилого возраста с тугоухостью, нарушением памяти. Есть закон Рибо, который говорит, что память на образы, эмоциональная память детства гораздо дольше сохраняются, чем недавние события и слова. И вот какая-нибудь добрая кукла возвращает улыбку на лицо одинокой старушки. Сказка, прочитанная добросердечной сиделкой, поддерживает настроение целой палаты взрослых людей. Молитва священника или сестры милосердия дает очень серьезную духовную помощь и порой наталкивает на проблемы о смысле жизни.
Таким образом, гуманизация взаимоотношений персонала и больных может способствовать потеплению общего климата в онкологической клинике.